Новость о продаже Motorola появилась вскоре после того, как известный журналист и аналитик Эльдар Муртазин опубликовал большой материал о секретном «пакте Молотова-Риббентропа» между компаниями Samsung и Google. Советую почитать данный текст, он весьма интересен, вкратце перечислю основные положения:
- патентный альянс — полное кросс-лицензирование патентов, находящихся в распоряжении компаний, сроком на 10 лет;
- обмен существующими наработками в области расширенной функциональности для Android, в том числе таких привычных пользователям аппаратов Samsung функций, как многооконность, распознавание рукописного ввода и так далее;
- Samsung отказывается от собственных приложений, дублирующих функциональность приложений и сервисов Google;
- Google отказывается от производства смартфонов и планшетов и сворачивает программу Nexus (на смену которой приходит программа Google Play Edition — смартфоны разных марок с «голым Android»).
Продажа Motorola Mobility отлично вписывается в этот стройный план. Хотя для получения полной картины стоит вспомнить, при каких обстоятельствах Google приобрёл Motorola.
В 2009 году о банкротстве объявил канадский телекоммуникационный гигант Nortel — одна из ключевых компаний индустрии, занимавшаяся разработкой оборудования для сетей мобильной связи и обладавшая огромным количеством патентов, в том числе и на ключевые для рынка технологии, использующиеся в стандартах GSM, CDMA/WCDMA, HSPA и LTE.
Чтобы погасить обязательства перед кредиторами, компания решила продать основную часть своего патентного портфолио (более 6000 патентов) одним большим пакетом. В результате ожесточённой борьбы данные патенты в июне 2011 года были приобретены за $4.5 млрд консорциумом Rockstar, в который вошли Apple, Microsoft, BlackBerry, Ericsson и Sony. Google то ли не смог, то ли не захотел заплатить за патенты Nortel требуемую сумму.
Параллельно с этим на рынке разворачивалось полномасштабное судебное преследование производителей Android-смартфонов со стороны Apple, Microsoft и Nokia, поскольку при разработке Android его основатель Энди Рубин не ограничивал себя такими мелочами, как уважение к чужим правам на интеллектуальную собственность.
В свете приобретения консорциумом Rockstar патентов Nortel ситуация выглядела ещё более мрачно. В результате Google отчаянно нуждался в большом количестве патентов, которые можно было бы использовать для контратаки и заключения кросс-лицензионных соглашений с другими компаниями.
В то же время Санджай Джа, CEO компании Motorola Mobility, находившийся под постоянным давлением со стороны инвестора Карла Икана, который контролировал сразу 4 кресла в совете директоров Motorola, объявил о том, что его компания также готова начать судебное преследование других производителей Android-устройств, а заодно толсто намекнул, что Google может избежать этой неприятности, купив Motorola Mobility.
Результаты этого шантажа всем известны: Google купил Motorola за $12.5 миллиардов. При этом компания была оценена следующим образом:
- $3 млрд — средства на счетах Motorola;
- $5.5 млрд — патенты и разработки;
- $2.5 млрд — репутационный капитал (по сути, стоимость бренда Motorola);
- $1.55 млрд — другие активы.
При этом Google получил около $1 млрд причитающихся Motorola Mobility налоговых возвратов и практически сразу продал подразделение Home, занимающееся производством модемов и ресиверов спутникового/кабельного телевидения, за $2.35 млрд. В итоге, с учётом свободных денежных средств на счетах Motorola, стоимость приобретения компании для Google составила $6.15 млрд.
Стоит отметить, что Google изначально от Motorola было нужно только одно — патентное портфолио, а бизнес по производству телефонов для поискового гиганта был чем-то вроде чемодана без ручки, который и бросить жалко, и приспособить некуда. Против Motorola играл и тот факт, что с самого момента приобретения компания ни разу не показала операционной прибыли по итогам года, то есть была по сути нежизнеспособным бизнесом.
Продав Motorola Mobility компании Lenovo, Google наконец-то избавился от ненужного ему чемодана, сохранив при этом большую часть патентов Motorola и исследовательское подразделение, занимающееся проектом модульного телефона Ara. Lenovo вместе с торговой маркой и производственными мощностями Motorola получит лишь 2000 дизайн-патентов и 10-летнюю лицензию на остальные патенты Motorola.
Получается, что в итоге пакет патентов Motorola обошёлся Google всего в $3.2 млрд при балансовой стоимости $5.5 млрд. Другое дело, что пока что те патенты, которые Google пытался использовать в суде против других компаний, были либо аннулированы, либо их стоимость была занижены судом в тысячи (!) раз (например, Google хотел от Microsoft почти $4 млрд/год за использование кодека H.264, а суд назначил компенсацию лишь в $1.7 млн/год). Так что насколько балансовая стоимость патентов Motorola соответствует действительности — это ещё большой вопрос.
Что касается Lenovo, то компания получит известную и уважаемую (по крайней мере, на рынке США) торговую марку и опытную команду с опытом разработки качественных продуктов. Посмотрим, поможет ли это Lenovo закрепиться на рынках США и Западной Европы.