По результатам второго квартала абонентская база мобильного оператора lifecell уменьшилась на один миллион сим-карт, а доходы при этом, наоборот, выросли. Об основных причинах этого парадокса редакция уже недавно сообщала.
До того как приехать в Украину, Языджы возглавлял BeST, дочернюю компанию Turkcell в Беларуси. Журналист LIGA.net в эксклюзивном интервью с Исметом Языджы разузнал, каковы результаты провокационных СМС-акций и почему оператор в разы увеличил количество интернет-трафика в своих новых тарифах. Менеджер также поведал, почему руководству lifecell так и не удалось договориться о совместном проекте с Киевстар и Vodafone Ukraine.
- В некоторых ваших новых интернет-пакетах вы увеличили количество включенных гигабайтов до 20. И все это стоит 50 грн. Это какая-то сумасшедшая ситуация. Может, это демпинг?
- Нет, я бы не называл это демпингом. Как у самого маленького и оказавшегося перед вызовом оператора на этом рынке, у нас есть своя история. Двенадцать лет назад компания пришла сюда. Недавно мы провели ребрендинг. Если вы посмотрите на нашу историю, мы начали с голосовых услуг (2G) и мобильного интернета на уровне EGDE. Мы боролись по всем вопросам, связанным с монополией на мобильном рынке. И к сожалению, борьба не была в нашу пользу. После десятилетних дебатов в Украине все еще нет услуги переноса номера (MNP, Mobile Number Portability), одной из фундаментальных вещей любого конкурентного рынка.
Читайте также - Мобильных абонентов ждет регистрация
Сейчас нам нужно, чтобы нас увидели и услышали. Чтобы нас почувствовали клиенты. С приходом 3G гонка снова запускается. Мы начинаем с самого начала и хотим показать таким образом себя и свои сервисы. Это в любом случае промоушен-кампания.
- Если это промоушен-компания, то новые тарифы уже не будут такими низкими?
- Вы знаете, мы работаем в условиях свободной рыночной экономики. Потребители тоже реагируют на цены. И на этом рынке образовалась дуополия двух крупных игроков…
- Да, это правда. Но не опасны ли такие тарифы для вас самих? Знаете такой термин, как "каннибализация", когда абоненты с более высоких тарифов перейдут на более привлекательные внутри вашей же компании…
- Они могут перейти. Мы хотим, чтобы все наслаждались 3G. Посмотрите на рынок: только 70% населения покрыто 3G-услугами, а с точки зрения географии это не более 30%. Еще есть куда расти. Мы просто увеличиваем нашу узнаваемость на рынке.
- Как вы относитесь к идее наших властей о введении регистрации мобильных абонентов по паспортам?
- Чтобы запускать, например, новые финансовые услуги, электронную подпись, Mobile ID, нам все равно будет нужна регистрация абонентов. Поэтому я полностью поддерживаю регистрацию. Почему мы должны ограждать украинцев от этих сервисов, когда весь остальной мир уже их использует?
- Может быть, наши люди попросту не доверяют нашим властям? Поэтому они ко всем нововведениям от них относятся с опаской.
- Я не думаю, что это вопрос доверия или недоверия правительству. Это новая эра. Сегодня люди производят практически все рутинные ежедневные транзакции через мобильный телефон, что требует соотношения с вашим ID. Это новый мир. Все переходит в приложения. Приложения переходят в смартфон. Колесо истории нельзя пустить вспять. Подумайте о таких сервисах, как Facebook и Google. Люди уже сейчас делятся всеми своими данными, не задумываясь. Поэтому нам следует верить и нашему правительству. Почему нет?
- Понятное дело, что это очевидные простые мысли. Но проблема в том, что не все так просто. И люди не всегда такие же простые…
- Я понимаю, о чем вы. И конечно, я отношусь с уважением к опасениям людей. Но посмотрите на то, какие преимущества мы получим, когда будем идти в ногу с сегодняшним миром и даже с завтрашним.
- Каковы результаты вашей СМС-кампании, когда вы недавно рассылали абонентам других операторов сообщения с предложением получить тот же номер, только с вашим кодом?
- Большие люди не раз обижались на это . Но я просто смеялся. Это была просто маленькая кампания.
- Но какие результаты этой кампании?
- Результаты - десяткам тысяч людей понравилась идея. В этой кампании была заложена своего рода ирония. Мы показали абонентам, что у них до сих пор нет права смены оператора без смены номера. И есть хотя бы такой смешной способ хоть как-то уладить эту проблему. Мы просто хотели обратить внимание людей на тот факт, что у них до сих пор нет права на MNP.
- Сколько в общей сложности СМС вы отправили?
- Думаю, пару миллионов.
- А сколько людей в итоге приложением воспользовались?
- Отклик абонентов был как минимум в пять раз выше, чем обычная СМС-кампания.
- Я слышал о 5% абонентов, которые в итоге приняли предложение.
- Цифра немного выше этой. И я хочу, чтобы вы правильно поняли: эта кампания не была о том, сколько абонентов мы в итоге привлечем. Это было напоминание, что у абонентов до сих пор нет MNP.
- Как вы думаете, может ли быть такое, что MNP намеренно блокируется большими операторами? Есть ли подозрения так полагать?
- Я не могу сказать, что "большие парни" блокируют это. У меня нет доказательств.
- Вопрос о предстоящем конкурсе 4G. На тендер выставляются два разных диапазона частот (1800 МГц и 2,6 ГГц). У операторов отличается мнение на тот счет, какой диапазон приоритетный. Какое у вас видение?
- Давайте посмотрим на ситуацию в целом. В этой стране произошел довольно поздний запуск 3G - два года назад. Посмотрите на покрытие сетей 3G - оно все еще несравнимо с другими странами, которые уже развернули 3G.
Что касается 4G, то я считаю, оно тоже должно быть доступно для украинцев, как и для любого другого человека, живущего на этой планете. Но подходы отличаются. В Украине уже инвестировали около одного миллиарда долларов в 3G. И сейчас ожидается еще одна волна вложений. Но при этом посмотрите на ARPU. Все деньги на этом рынке выкачивают вендоры - китайские, азиатские и так далее.
И мы предложили новый подход: чтобы достичь более широкого покрытия и чтобы каждый украинец имел доступ к 4G, давайте будем строить общую сеть на трех операторов.
- Кто-то из игроков поддержал вашу идею? Вы делали предложения?
- Да, было письмо о намерениях. Мы провели ряд встреч с представителями других операторов. Они этого делать не хотят. И я думаю, они хотят делать собственные инвестиции. Мы говорили, что если не придем к совместному использованию инфраструктуры, то через несколько лет снова столкнемся с проблемой плохого покрытия. Кто должен решить проблему того, что дети в сельской местности пойдут в школу и не узнают, что такое 4G или хотя бы 3G? Почему такое происходит? Кстати, наши соседи (белорусы) уже внедрили принцип совместного использования сети. И операторы получают сервисы от одного инфраструктурного игрока. И при этом они обеспечивают более широкое покрытие территории и населения.
Что касается диапазонов 1800 МГц и 2,6 ГГц, конечно, инвестиция в сеть на 1800 МГц была бы намного меньше и более привлекательной, а покрытие - намного лучше.
- Кстати, вопрос о базовых станциях: я слышал, что вы взяли 3G-станции из Турции у Turkcell и перевезли их в Украину?
- Turkcell - это один из самых больших операторов Европы. Он делает большие закупки у вендоров. Поэтому мы всегда используем преимущества закупок группы.
- Но станции уже были использованы в Турции?
- Вы знакомы с процессом использования базовых станций: сегодня я ее использую здесь, завтра я ее перемещаю в другое место.
- Не старые ли они?
- Что касается софта, эти базовые станции поддерживают самые последние стандарты индустрии. Я тоже инженер и не понимаю, что такое старые базовые станции. Я просто проверяю, поддерживают ли они 3G и все необходимые современные функции. Если станция соответствует моим требованиям, я не забочусь о том, где эта станция была вчера.
- Скорость передачи данных будет та же, что и у новых?
- Конечно. У нас даже намного лучшая скорость.
Источник: liga.net