За участие в проекте все шестеро участников проекта получат примерно по 3 млн рублей. "Марсонавты" говорят, что планируют потратить деньги по-разному: кто-то на учебу, кто-то на машину, но все они сходятся во мнении, что хотели бы съездить в первую очередь куда-нибудь на море, искупаться и позагорать.
Российские и европейские организаторы проекта говорят, что группа из шести человек за 17 месяцев провела "бесчисленное" количество экспериментов. Участники занимались исследованием мозговой деятельности, различным образом сканировали организмы, проводили всевозможные тесты и учились жить в полностью замкнутом пространстве с ограниченным набором бытовых предметов и пищи.
Ученые говорят, что они полностью удовлетворены качеством и объемами полученных научных материалов, теперь с марсонавтами будут проводить индивидуальные тесты. В Европейском космическом агентстве говорят, что после выхода марсонавтам еще предстоит пройти несколько научных тестов, но ответы на главные вопросы уже, в принципе, получены. Установлено, что человек с психологической и физиологической точек зрения может провести полтора года в полной изоляции.
"Европейские ученые уже отметили для себя важность полученных данных. Главное, что нам удалось установить, это то, что команда может выжить в условиях изоляции, которая будет неизбежна во время настоящего полета на Марс. Психологически мы можем это сделать, коллектив участников проекта уже доказал это. У участников были свои взлеты и падения, но они были полностью ожидаемыми. На самом деле, мы ожидали больше проблем. Экипаж на удивление хорошо пережил миссию", - говорит Патрик Сандблад, медик из Европейского космического агентства.
"Август был точкой психологического спада, это был самый монотонный этап. Друзья и семьи марсонавтов были в отпусках и участники полета получали меньше информации от них. Кроме того, в августе были внесены некоторые коррективы в рацион питания", - рассказал он.
По его словам, моральный дух экипажа вновь поднялся с началом финальной стадии полета, а также активизации потока сообщений от родных и близких. Кроме того, после 15 сентября была отключена система, искусственно задерживающая связь, и общение марсонавтов с ЦУПом стало более живым и продуктивным.
"Все это было необходимо, все эти меры по точности моделирования были важным фактором для успеха эксперимента. Имитация реального полета на Марс в максимально приближенных условиях была чрезвычайно важна для нас", - говорит Сандблад. "Получив данные, имеющиеся у нас сейчас, в будущем нам будет значительно проще готовить настоящий длительный полет на Марс".
Впрочем, ученые признают, что реальный полет на Марс - это значительная дополнительная психологическая нагрузка на астронавтов, так как в реальном полете они не смогут просто по желанию открыть дверь и сказать "я выхожу из опыта". Осознание постоянно опасности поломки корабля, отсутствие возможности быстрого возвращения на Землю - это факторы, которые значительно нагрузят психику будущих марсонавтов. Дополнительно будут воздействовать на организм людей и такие факторы, как невесомость и космическая радиация, которых не было в рамках Марс-500.
Медики говорят, что некоторые факторы Марс-500 было бы логичнее воссоздать в полностью изолированных условиях Южного полюса, где условия были бы еще ближе к реальным - здесь была бы и настоящая изоляция, и традиционный холод и осознание отсутствия присутствия других людей где-то поблизости.
С другой стороны, организаторы проекта отмечают, что проект Марс-500 был не только работой шести человек в изоляции, это был международный проект, когда представители разных космических агентств взаимодействовали друг с другом в необычном околокосмическом проекте. "Россия, Европа и Китай поддержали целостность эксперимента. Это был очень важный урок для будущих полетов. Дело не только в полете, но и в тесном сотрудничестве на Земле", - отметили в Европейском космическом агентстве.
Пресс-конференция участников Марс-500 назначена на 8 ноября в Москве.