Смартфоны открывают большие возможности. С ними - целый океан информации в ваших руках. Они дают свободу работать удаленно, не тратя без необходимости время и силы на поездки в душном транспорте. Можно не прерывать карьеру после рождения детей, переходя на гибкий график. Смартфоны и планшетники позволяют экономить драгоценное время, которое могло быть потрачено впустую - например, в очереди в кафетерии.
Но у большинства счастливых обладателей смартустройств покорный слуга превращается в господина, предупреждает The Economist.. До последнего времени только врачам можно было позвонить в любой момент. Теперь - всем. Начальник не думает, что посягает на свободное время подчиненного. Работа внедряется в наше домашнее пространство гораздо более агрессивно, чем домашние дела в рабочий график. Нормальные люди, как одержимые, постоянно проверяют сообщения и звонки на телефоне, даже во время обеда, и свой день начинают и заканчивают отправкой писем.
Отчасти это объясняется тем, что смартфоны вызывают зависимость, комментирует обозреватель The Economist. Когда гуру маркетинга Мартин Линдстром исследовал, какие 10 звуков оказывают самое сильное влияние на человека, выяснилось, что на третьем месте - виброзвонок мобильника, который по степени воздействия опережают только джингл Intel и смех ребенка.
Смартфоны - лучший предлог для прокрастинации (откладывания дел на потом). Многие ли из нас могут честно сказать, что никогда не занимались разборкой почтового ящика, чтобы отсрочить выполнение более сложных задач?
Гиперконнективность (повсеместное использование сетевых подключений) усиливает некоторые дестабилизирующие тенденции в рабочей среде, пишет обозреватель The Economist. Во-первых, это снижение определенности (в организациях вместо бюрократии укореняется адхократия, с ее спонтанностью и бессистемностью). Во-вторых - рост глобальных цепей поставок, в-третьих, культ гибкости.
Благодаря смартфонам менеджерам проще в последнюю минуту менять решение. Сотрудникам все труднее разграничивать рабочее время и нерабочее, а также собственно работу и бумаготворчество. Менеджеры пытаются лавировать между двумя перекрывающимися версиями рабочего дня - формальной, с перегруженным графиком совещаний, и неформальной, состоящей из потока электронных писем и сообщений.
И это не во благо семье и психическому здоровью. Нехорошо это может быть и для бизнеса. Когда руководство в последнюю минуту может передумать, трудно планировать на перспективу. Исследования также подтверждают вполне логичный вывод: мы мыслим гораздо глубже, когда нас не отвлекают.
Как поставить смартфоны на место? Как использовать преимущества постоянной включенности в сеть и систему контактов, не становясь ее рабом? Одно из решений - цифровая диета. Так же, как и чрезмерное изобилие вредной пищи, избыточность бесполезной информации означает необходимость дисциплины в ее потреблении. Например, если запретить себе выходить в Интернет перед завтраком, это уже принесет какую-то меру цивилизованности в вашу цифровую жизнь. Запрет на текстовые сообщения по выходным или, например, по четвергам, тоже позволит в отношениях с iPhone прояснить, кто на самом деле хозяин, уверяет обозреватель The Economist.
Проблема такого подхода в том, что он годится только для необитаемого острова. Лесли Перлоу из бизнес-школы Harvard Business School утверждает, что для большинства единственный способ нарушить круглосуточную привязанность к смартфону - бороться с ней коллективно, а не в индивидуальном порядке. В своей книге она рассказывает, как в аналитической компании Boston Consulting Group научились лучше управлять "гиперконнективностью". В компании взяли за правило отводить определенное время, когда все должны отключиться от сети, и призывают сотрудников соблюдать эту норму. Многие поначалу высмеивали такую идею, но в конце концов это помогает повышать продуктивность работы и даже предупреждать эмоциональное "перегорание".
Перехитрить умные машины могут только компании, требуя от сотрудников время от времени отключать свои электронные устройства, пишет The Economist.
Стоит прислушаться к этой рекомендации, пишет The Economist. Проблема гиперконнективности будет только усугубляться, так как смартфоны становятся все более продвинутыми, да и армию работников пополняет молодое поколение "носителей" цифровой культуры. По данным британского телекоммуникационного регулятора Ofcom, 60% тинейджеров и 37% взрослых, использующих смартфоны, считают себя очень зависимыми от мобильных устройств.