В ближайшие 20 лет операторы транспортной инфраструктуры столкнутся с увеличением спроса на их услуги, ограниченностью финансовых ресурсов, недостатками в системе снабжения и необходимостью эффективного управления спросом. Таковы основные выводы второго отчета «Транспорт и логистика в 2030 году», подготовленного специалистами практики PricewaterhouseCoopers по предоставлению услуг предприятиям отрасли транспорта и логистики в сотрудничестве с Институтом управления цепочками поставок при Европейской школе бизнеса.
По прогнозам респондентов, участвовавших в опросе, проблема нехватки транспортной инфраструктуры не будет решена к 2030 году. Респонденты предполагают, что индустриально развитые страны будут занимать ведущие позиции в предоставлении услуг транспортной инфраструктуры, вероятность этого события составляет 60%. Хотя на быстроразвивающихся рынках таких стран, как Индия и Россия, в настоящее время осуществляются серьезные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, эти страны не смогут полностью ликвидировать существующее отставание к 2030 году. Согласно экспертной оценке эффективные меры регулирования, такие как развитие сети платных автомобильных дорог и введение платы за въезд в центр города по будням, будут компенсировать затраты на инвестиции в транспортную инфраструктуру.
Александр Синявский, партнер и руководитель российской практики по оказанию услуг компаниям транспортной отрасли PricewaterhouseCoopers в России, следующим образом комментирует эту ситуацию: «Нехватка финансирования вызывает серьезную озабоченность на всех уровнях инфраструктуры: местном, национальном и международном. Важнейшей задачей как для государственного, так и для частного сектора станут поиски путей развития сотрудничества и формирование оптимальной ситуации, обеспечивающей экономические выгоды для обеих сторон».
Состояние транспортной инфраструктуры является одним из важнейших факторов успеха с точки зрения обеспечения конкурентоспособности страны или региона, способствующим ускорению экономического роста и расширению возможностей для привлечения инвестиций. Кроме того, конкурентные преимущества могут быть реализованы на основе наиболее полного использования тех возможностей, которые открывает интеграция логистики (формирование «логистических кластеров»), предполагающая объединение усилий предприятий отрасли, научного сообщества и государственных учреждений. По мнению специалистов, такие кластеры приведут в действие новые механизмы развития транспортной инфраструктуры (вероятность такого развития событий составляет 75%).
В отчете говорится, что общее состояние мировой экономики имеет прямое отношение к транспортной инфраструктуре, поскольку ВВП является основным показателем, используемым в прогнозах спроса на услуги транспортной инфраструктуры, в особенности применительно к обслуживанию грузовых перевозок. Анализ, проведенный специалистами PwC, показывает, что к 2019 году объем производства быстроразвивающихся и развивающихся стран практически сравняется, но этот паритет удержится недолго, поскольку страны E7 (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика, Индонезия и Турция) сохранят более мощный потенциал роста. С 2020 года страны Е7 обгонят страны G7 по совокупному ВВП, который, по прогнозам PwC, к 2030 году будет на 30% больше, чем совокупный ВВП стран G7. Хотя такие прогнозы, безусловно, позволяют оценить общие тенденции экономического развития, последний экономический кризис показал, что к долгосрочным прогнозам следует относиться с осторожностью. В 2010 году сохраняется неопределенность в отношении темпов выхода из экономического кризиса.
Рой Камминс, коммерческий директор компании Global Ports Investments Plc (GPI) (входит в группу " Н-ТРАНС"), отметил в связи с этим: «Задачи экономического роста потребуют непрерывных капиталовложений в транспортную инфраструктуру в предстоящие десятилетия. Страны с быстроразвивающейся экономикой, подобные России, будут догонять лидеров в области предложения услуг транспортной инфраструктуры за счет инвестиций частного сектора, осуществляемых под влиянием увеличивающегося спроса, что уже наблюдается в портовой индустрии».
Одним из важнейших показателей при оценке будущих потребностей в развитии инфраструктуры общественного транспорта является плотность населения. Население мира продолжает расти и предположительно увеличится на 1,4 млрд человек к 2030 году. По данным ООН, в 2015 году на долю стран с быстроразвивающейся экономикой будет приходиться почти три четверти городского населения планеты. В таких странах, как Россия, существенных изменений в плотности населения не ожидается; в ряде других стран (например, в Германии, Польше и Японии) плотность населения, скорее всего, даже уменьшится. Государственные органы в различных странах мира уже начинают заниматься проблемами, которые возникнут в связи с увеличением торговых потоков и ростом численности населения, что потребует инновационных и эффективных решений в сфере транспортной инфраструктуры. На быстроразвивающихся рынках уже сейчас реализуется целый ряд важных проектов в этом секторе. Например, Россия планирует к 2030 году построить 20 000 км новых железных дорог, что будет означать 24%-ный рост их протяженности в стране.