Здесь с начала 1950х и до конца 1980х годов радиационному облучению были подвергнуты около 250 000 животных. Некоторые из них подвергались альфа-, бета- или гамма-радиации, другие получали в пищу радиоактивные частицы. Некоторые животные получали дозы, размер которых был смертелен, другие - настолько низкие, что они оказались безвредными.
После того, как подопытные мыши, крысы, собаки, свиньи и несколько обезьян погибали, ученые забирали их ткани, чтобы на практике изучить, что же именно делает радиация с живым организмом. Тонкими частями нарезались легкие, сердца, печень, мозг и другие органы. После этого все эти лабораторные материалы отправлялись на исследование под микроскопом. Некоторые органы хранились в банках с формалином.
Начинались эти эксперименты в 50-е годы, когда СССР и США всерьез рассматривали возможность использования ядерного оружия. Очевидно, что использование ядерного оружия вызвало бы масштабные радиационные выбросы и осадки. Второй серьезной причиной подобных исследований стала катастрофа в 1957 году на ПО "Маяк" в самом Озерске. Тогда этот город был пионером в области ядерных экспериментов, в советские времена данных о работах, проводимых здесь было не слишком много. Кроме того, именно здесь был создан первый плутониевый заряд для атомной бомбы в СССР.
Проводя опыты на животных, советские биологи, медики и другие специалисты пытались изучить особенности радиационного воздействия. Отметим, что СССР не был единственной страной, где проводились радиационные опыты над животными. Примерно в те же годы похожие эксперименты проводили в США, Европе и Японии. Всего эти страны на радиационных исследованиях изучили около 500 миллионов животных. Однако в отличие от западных экспериментов, советские исследователи достаточно хорошо документировали результаты своей работы и большая часть этих записей сохранилась и по сей день. Сейчас, когда опасность применения ядерного оружия значительно снизилась, подобные опыты получают новое внимание.
Новое поколение радиобиологов намерено изучить эффекты воздействия на человека малых доз радиации - ниже 100 миллизивертов. Такие дозы получают люди во время проведения компьютерной томографии, а также если они живут недалеко от АЭС.
Специалисты говорят, что старые советские записи способны предоставить ресурсы, которые получить сегодня уже почти невозможно. Большинство советских экспериментов были проведены в точных условиях, с широким диапазоном радиации и на протяжении всей жизни конкретного животного. Современные ученые, анализирующие старые советские, американские и японские записи, говорят, что масштаб радиационных экспериментов прошлого поражает. Сейчас для создания подобных масштабов потребовалось бы колоссальное финансирование, да и масса других моментов, например этических, также, наверняка, поднялось бы.
В современной России пока не проявили широкого интереса к старым опытам и на широкой базе эти данные не исследуются. Зато в США и Европе несколько независимых групп ученых, работающих в данном направлении, уже получили поддержку нескольких институтов, в частности Европейской Комиссии, Министерства Энергетики США и американского Национального института исследований рака.
Специалисты сейчас пытаются найти способы получения образцов тканей радиационных животных прошлого, в частности в том же Озерске. По словам ученых, сейчас, когда некоторые образцы насчитывают почти 40 лет, существуют определенные сомнения в том, что ткани по-прежнему пригодны для исследований, однако исследователи уверены, что ДНК и РНК животных, а также следы того, как именно на них воздействовала радиация, сохранились, и это главное.