
Газета The New York Times сегодня публикует материал, согласно которому, за несколькими волнами кибератак на основные ядерные мощности Ирана стояли спецслужбы США и лично президент страны Барак Обама. По данным издания, Обама буквально с первых месяцев своего президентства отдавал приказы секретным службам страны о проведении атак на обогатительные объекты Тегерана, где проводились работы с радиоактивными материалами.
Строго говоря, отмечает издание, атаки начались еще при президенте Буше, так даже было придумано специальное название для проведения атак на Иран - Олимпийские игры. Однако во время президентствования Обамы эти работы были поставлены на широкую ногу. За несколько лет постоянных атак, американские спецслужбы собрали довольно большой объем информации об иранских АЭС, причем летом 2010 года во время одной из таких атак, американские госхакеры обнаружили несколько уязвимостей в программном обеспечении, использованном на станции Натанц.
На основе изучения этой информации, а также благодаря обмену данными со спецслужбами Израиля было создан нашумевший интернет-червь Stuxnet, атаковавший SCADA-системы, используемые на иранских промышленных объектах. New York Times сообщает, что подобную информацию журналисты издания получили от непосредственных исполнителей задач по созданию кода в США.
Сообщается, что еще до распространения Stuxnet данный код специалистами американской разведки был продемонстрирован лично Обаме, вице-президенту Джозефу Байдену и тогдашнему директору ЦРУ США Леону Панетте. Тогда им презентовали Stuxnet, как "самую амбициозную американскую попытку, направленную на замедление прогресса иранской ядерной программы".
Авторы кода предупредили, что код позволяет сбить настройки оборудования, ответственного за процесс работы с ураном на АЭС, а этом теоретически может привести к серьезным негативным последствиям, вплоть до неконтролируемых ядерных реакций с выбросом в атмосферу. Однако Обама лично отдал приказ заслать червя на иранские АЭС.
Через несколько недель после распространения первой версии Stuxnet появилась другая версия червя, а затем еще одна. Так как на всех АЭС в Иране было типовое оборудование, то червь вывел из строя от 1,5 до 5 центрифуг. Точных данных у разведки США нет, а Иран таких сведений не предоставляет.
New York Times отмечает, что первые три версии Stuxnet - это плод труда американских, израильских и некоторого количества европейских специалистов, который работали над кодом почти полтора года. Кроме того, по некоторым данным, к операции были привлечены и специалисты компании Siemens, оборудование которой работало на иранских станциях. В статье подчеркивается, что на сегодня достоверно не известно ни имен разработчиков кода, ни конкретных структур, где они работают.
Источники, близкие к ЦРУ США, говорят, что целью Stuxnet было если не полное уничтожение иранской программы по обогащению урана, то хотя бы ее замедление. Вашингтон говорил, что программу необходимо замедлить на полтора-два года. Однако сторонние эксперты расходятся в оценках реального ущерба, нанесенного Stuxnet. Впрочем, большинство опрошенных сходится во мнении, что ни на полтора, ни тем более на два года Израиль и США не смогли отбросить Иран.
Сам Иран изначально отрицал факт вирусной атаки на его обогатительные мощности, но потом признал факт заражения. В прошлом году Тегеран объявил о создании собственного государственного киберподразделения, заявив, что в его задачи будет входить только защита, но не нападения на ИТ-инфраструктуру других стран.