Глобальный интернет поставил Украину на колени
Сразу три национальных регулятора — телевизионный, телекоммуникационный и финансовый — признали, что не могут контролировать предоставление услуг передачи данных. Страна все больше становится зависимой от доброй воли американских корпораций. Ведь законов и правил в этой сфере, которые бы защищали национальные интересы и одновременно не ломали существующий бизнес, у нас нет.
Во время прошедшего в среду круглого стола, посвященного проблемам платного телевидения дискуссия его участников – телеканалов, дистрибуторов и непосредственно проводных и спутниковых телевизионных провайдеров –зашла в тупик. В присутствии пяти членов Нацсовета по ТВ и радиовещанию они не смогли придумать, как спасти рынок от снижения заработка. Дело в том, что традиционные операторы кабельного и спутникового ТВ не в состоянии защитить свой бизнес не только от пиратов, но и от новых форм распространения телевидения, которые по большому счету работают легально, но и законов для них никто не писал.
В результате флегматичный телевизионный регулятор оказался в ситуации, когда кабельщики должны получать лицензии и соблюдать установленный порядок вещания, а интернет-проекты и некоторые спутниковые компании, которые, по сути, занимаются аналогичной деятельностью, оказались вне зоны государственного влияния.
С пиратами все еще сложнее. По оценкам провайдеров,ворованными кодами на доступ к платным спутниковым каналам в Украине уже могут пользоваться до миллиона человек.И управы на них нет. Коды доступа рассылаются абонентам с разных серверов, часто находящихся за пределами страны.
Нацсовету не очень-то и хочется лицензировать Интернет ТВ, так как в СМИ любые намеки на регулирования интернет-пространства сразу вызывают шквал критики. А со спутниковыми пиратами ситуация еще сложнее. Нужно вносить изменения в закон и обязывать провайдеров интернета устанавливать оборудование по блокированию трафика с кодом.
В итоге встречи рынок и регулятор смогли договориться только об одном: «Будем мониторить «пиратов» и стучать на них правоохранительным органом». Причем самих критериев «пиратства» не существует. И под это определение вполне может попасть вполне легальный проект.
Уходящий голос
В тупик заходят не только телевизионщики. Регулирование передачи данных оказалось в неопределенной ситуации и в отрасли связи. Глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Петр Яцук пытался в начале этого года поднять вопрос о создании базовых правил игры. Но когда он в интервью случайно заикнулся о том, чтонужно как-то начинать регулировать доступ к онлайн-услугам, таким, как Skype, общественность сразу же восприняла инициативу в штыки. На «нет» была сведена и попытка регулятора летом определить правила оказания 15-ти интернет-услуг. Среди них была интернет-телефония и интернет-видео, размещение серверов, регистрация доменов. Но эта инициатива была быстро заблокирована. Правила согласовали, но коснулись они только непосредственно услуг интернет-доступа.
А тем временем бесконтрольный IP-трафик уверенно стирает с лица земли старый образ телекоммуникаций. Поначалу государство даже способствовало развитию интернет-телефонии. В 2004 году компаниям, которые оказывали эту услугу, выдали льготные лицензии, стоимость которых составляла 6% от стандартной цены. Но через пять лет регулятор с этими же мелкими бизнесменами начал бороться. Несмотря на свои размеры, им удалось откусить значительный кусок международного трафика у крупных легальных операторов. Эти фирмы предлагали абонентам существующих операторов в их же сетях звонить за границу в разы дешевле. Крупным игрокам ничего не оставалось, как выводить на рынок собственные программы интернет-телефоны с дешевыми расценками.
В результате таких измененийдоходы отрасли от услуг международной и междугородней связи уменьшились с 2005 года в два раза — до 3,5 млрд грн в 2011 году. Естественно на это повлиял, в первую очередь,переток трафика в мобильные сети. Но существенная часть пришлась и на IP-сервисы. Причем, в основном это уже не были проекты мелких украинских предпринимателей. Доход сейчас все больше перетекает к Skype и подобным «провадйерам», так как компьютер есть уже у каждой третьей украинской семьи. А рынок традиционных телекоммуникаций, который развивают украинские налогоплательщики, замер, наблюдая за тем, как в интернет уходят их деньги.
С интернет-именами сайтов все еще сложнее. Украинский домен контролирует коммерческая организация «Хостмастер», деятельность которой государством не контролируется. Держава вот уже долгие годы пытается создать подобную структуру(а не войти в состав работающей, как ни странно). Но ни опыта в этой сфере, ни усилий не хватает. В результате крупные онлайн-проекты часто не рискуют регистрироваться в украинской зоне и обслуживаются в доменах других стран. Очень важно и то, что домены разным странам и организациям выдает по факту проамериканская структура - ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers). И ей решать, кто в той или иной стране больше всего понравится в роли администратора местных имен и делать ли имена на родном алфавите.
Отсутствие порядка предоставления интернет-услуг привели и к абсолютному хаосу в сфере хранения данных на серверах в украинских датацентрах. Можно вспомнить хотя бы несколько ярких историй этого года. Так, зимой милиция молниеносно заблокировала крупнейший файлообменник EX.ua с неавторизированным контентом американских компаний и тоннами файлов простых украинцев. Этой веснойполдня не работали многие украинские сайты в результате аварии в датацентре «Мирохост» . Это означает, чтов украинском интернет-пространстве сейчас в буквальном смысле может произойти все, что угодно. И виновный никогда не будет найдет.Ибо никогда не будет понятно, в чем именно заключается его вина.
Финансовое завихрение
Вопрос бесконтрольности работы серверов и систем передачи данных в Украине в буквальном смысле встал ребром, когда Президент подписал в этом месяце законодательные изменения, коснувшиеся обихода электронных денег и использования платежных систем.
Безусловно, Нацбанк благодаря этим изменениям хочет, чтобы рынок электронных платежей управлялся им. Но это мелочи, так как оборот в этой сфере пока не велик. А вот безналичные обороты на базе Mastercard и Visa действительно могли вызвать большую тревогу. Их клиентами являются большинство украинских банков. Операции по проведению украинских расчетов осуществляются и обрабатываются в зарубежных датацентрах. Это все та же передача данных, только очень важная — финансовая. Ежегодно через две иностранные платежные системы проходит около 600 млрд грн, что чуть ли не в два раза больше, чем бюджет страны. Так что если мы чем-то не понравимся собственникам Visa, денежный кислород стране могут перекрыть очень быстро.
Поэтому установить государственный мониторинг в этой сфере было бы логично. Но заинтересованные в легкой наживе лица опять перевернули все с ног на голову. Эксперты Верховной Рады и Нацбанка начали вести речь о гораздо большем - создании неких национальных платежных систем и вытеснении международных. Это запросто может привести к международному финансовому конфликту, что изолирует частные украинские расчеты от остального мира.
Стать Китаем или забыть о границах?
Передача данных по скоростным сетям поставила экономику как Украины, так и других стран перед выбором дальнейшей стратегии развития. Ведь фактически на проводах и серверах держится обработка и обмен всевозможной информации — торговой, финансовой, развлекательной, информационной. Естественно, можно перениять опыт Китая. Построить интернет-стену и создать внутри страны аналоги всех существующих сервисов. Но это лишь полумера, так как и без свободного обмена данными между странами нормальному государству уже не выжить.
Один из самых простых вариантов — это плыть по течению - назвать передачу данных и интернет абсолютно свободным и независимым рынком (кстати, так поступают правительства очень многих стран). Но такая позиция со временем угрожает экономике неисправимыми последствиями.Ряд важный инновационных отраслей страны могут попасть под полной контроль США и России. YouTube (принадлежит Google, США) заменит украинские теле- и видеоуслуги, Skype (принадлежит Microsoft, США) заберет на себя удаленное общение, Mastercard и Visa (обе США) узнают, как и куда текут украинские деньги, да еще и налог с этого возьмут, социальные сети Facebook (США), Вконтакте (Россия), «Одноклассники» (Россия), портал Mail.ru (Россия) помогут украинцам обменяться сообщениями, данными, поиграть и развлечься. Все как старые добрые времена: почта и телеграф захвачены, вокзал только не стал виртуальным, к счастью.
Украинские власти, конечно, не сидят сложа руки. На днях одной из близких к ней ассоциаций в клубе Кабмина была представлена Программа развития индустрии информационно- коммуникационных технологий Украины. Название, безусловно, красивое. Но содержание десяти обозначенных в ней блоков наводит на мысли о сумбурной смеси всего, чего угодно, где только есть слово «электронный», «ИТ», «технология» или «данные». Страшно представить, что из этого всего выйдет к декабрю, когда концепцию пообещали продемонстрировать в полном объеме и приступить к ее реализации. Эта схема напоминает большой зонтик: когда он открылся, чтобы защитить от дождя, под ним сразу же начали собираться люди, понимающие толк в прочных государственных зонтиках.
И это еще не все самое интересное, кстати. Кто-то вбил в голову властям, что если освободить производителей ПО от НДС и прочих госналогов, в Украине быстренько построится своя Силиконовая долина. Причем прямо под Киевом. Видимо, туда будет удобнее ездить с Банковой, чтобы на месте наблюдать, как красиво лучшие умы работают на благо отечества.
Но никто при этом почему-то не задумался о том, что наши программисты как работали удаленно на Google, Facebook, Visa, Mastercard и других, так будут работать. Только мотивированность трудиться на американские корпорации у них возрастет - ведь местные сборы платить не надо.
А страну тем временемзахлестнула волна псевдоинформатизации. Заключается она в том, чтобы, например, дать школьникам интернет (который у них и так есть) или построить сеть «Укртелекома» во всех селах за счет мобильных операторов. Или же создать электронное правительство, к которому будут с единого сайта иметь доступ все украинцы и сливать все свои данные, которые опять-таки попадут в бесконтрольную всемирную паутину.