На принятие такого решения и его реализацию ушло несколько лет.
Всерьез вопрос о переходе на территории России на расчеты в рублях был поднят еще в 1999 году - сразу после финансового кризиса 1998 года, когда российские партнеры Microsoft оказались в сложном положении. Тогда московскому офису американской компании удалось запустить проект "Курс", который устанавливал фиксированный курс доллара. По оценке некоторых игроков рынка, этот проект помог многим российским IT-компаниям выжить в то время.
По словам руководителя российского офиса Microsoft Николая Прянишникова, снова вопрос о переходе на рублевые взаиморасчеты стал остро интересовать партнеров компании около двух лет назад - опять же во время кризиса, когда колебания курса доллара создавали им серьезные трудности. Как рассказал BFM.ru президент компании "Монт" Дмитрий Москалев, в 2009 году потери российских компаний из-за изменения валютного курса достигали миллиона долларов и не все они смогли справиться с такой нагрузкой - ушли с рынка или прекратили существование.
Николай Прянишников отметил также, что когда курс плавал, работающие в рознице партнеры опасались активно продвигать программные продукты Microsoft. Впрочем, российские партнеры американской фирмы страховались - через механизм хеджирования. Правда, по словам Прянишникова, обходилось им это дорого.
В то же время, как пояснил Дмитрий Москалев, стоимость такой страховки в цену продуктов Microsoft не закладывалась. Вообще, по его словам, американская компания постаралась выстроить свое ценообразование таким образом, чтобы маржа от продажи ПО была минимальной - чтобы больше заработать приходилось больше продавать.
Николай Прянишников рассказал также, что под рублевые взаиморасчеты не попали только ERP-решения компании и решения для разработчиков. За все остальное ПО, на которое приходится около 80% дохода Microsoft, партнеры будут рассчитываться с разработчиком в рублях. Американская компания установила переводной курс в размере 29–33 рубля за доллар. При этом цены на ПО для домашних пользователей переводятся по нижней планке в 29 рублей за доллар, а продукты для корпоративных - ближе к верхней границе. Причем Прянишников отметил, что из-за мелких колебаний курса доллара Microsoft корректировать свои рублевые цены не будет.
Риски, связанные с колебанием курсов валют Microsoft, как ранее ее российские партнеры, собирается страховать за счет механизма хеджирования. По словам директора российского офиса Microsoft по стратегии и партнерским программам Евгения Воронина, на страхование рисков приходится около 10% от оборота: "Это близко к минимальной ставке - крупной и успешной компании проще получить более выгодное предложение".
Глава компании "Монт" Дмитрий Москалев также рассказал BFM.ru, что цена на ПО Microsoft после введения рублевых взаиморасчетов не изменится или повысится. В целом же, по его мнению, такое изменение добавит рынку ПО прозрачности и стабильности. Дело в том, что во время кризиса 2008–2009 годов некоторые компании, по словам Москалева, "решили половить рыбку в мутной воде" - они занимались мошенничеством. В частности, была вскрыта схема, когда одна компания закупала у производителя ПО, передавала его другой компании для реализацию в розницу. После реализации товара первая из них прекратила свое существование, а все вырученные деньги остались во второй.
Директор по продажам Softline Виктор Алгазин рассказал BFM.ru, что переход на рубли потребует от американской компании оптимизации валютных рисков: "По разным оценкам, это в районе 10% от хеджируемых сумм. Полагаю, что эти 10% появятся в структуре цены продуктов производителя". По оценке Алгазина, новый подход Microsoft позволит Softline снизить валютные риски в тех контрактах, в которых компания их брали на себя: "Клиенты нам платили рублями, мы же с вендором вели расчеты в долларах. Для клиентов это означает стабильность и возможность более гибко подходить к бюджетированию на длительные сроки. Например, для контрактов с трехлетней рассрочкой - это гарантия того, что цена ежегодных платежей не изменится в течение всего контракта".
По словам Николая Прянишникова, в дальнейшем Microsoft может пойти на рублевый взаиморасчет с партнерами и по оставшимся продуктам.